Родилась в 1938 году в
Пермской области. С отличием закончила школу.
Педагогическое образование получила в ЛГПИ им.
Герцена. По распределению в 1960 году приехала
работать в школу для слепых и слабовидящих детей
в городе В-Пышма. Работала учителем русского
языка и литературы более десяти лет. Вера
Петровна с самого начала своей педагогической
деятельности активно предлагала и реализовала
много новых идей и начинаний в школе.
Организовала школьный хор и вокальный ансамбль.
Благодаря её трудолюбию, упорству и любви к
хоровому искусству, школьный хор под её
руководством завоёвывал всё новые и новые
вершины на зональных смотрах самодеятельности в
Иркутске и Новосибирске.
Музыкальный лекторий придумала
организовать Вера Петровна. Ребята слушали
музыку на пластинках, знакомились с творчеством
знаменитых композиторов. Надежда Петровна
Убалехт продолжила начатое Верой Петровной дело.
Много литературных вечеров
подготовила и провела Вера Петровна. Это и
"Пушкинский бал", спектакли по Гоголю,
Горькому, поэтический спектакль к 9 Мая в 1967 году.
В спектакле звучали стихи и песни
поэтов-фронтовиков: Кульчицкого, Когона,
Бергольц, Симонова, Друниной. Все участники
спектакля были одеты в военную форму.
Сколько молодого задора, выдумки
вложила Вера Петровна в организацию знаменитого
вечера-кафе "Бригантина". Начинали вечер
песней о "Бригантине" А. Городницкого,
рассаживались за столики, где можно было
угоститься кофе и сладостями. Весело проходили
творческие конкурсы между столиками. Тут нужно
было проявить смекалку, находчивость, остроумие.
Праздничная атмосфера всем нравилась.
Вера Петровна организовала много
встреч школьников с уральскими поэтами. Очень
нравились ребятам и частые походы с Верой
Петровной в театры города Свердловска на
музыкальные и драматические спектакли.
В школе много лет существовал
поэтический клуб "Зелёная лампа". Его
создателем и вдохновителем была Вера Петровна.
На занятиях клуба царила романтическая
атмосфера. Зажигали свечи, ребята читали стихи,
пели песни и романсы, знакомились с биографией и
творчеством разных поэтов. Это душевное,
искреннее, доверчивое общение создавала Вера
Петровна. В такие вечера сердца ребят были
переполнены светом и любовью.
В школе ещё интереснее стало учиться
старшеклассникам с 1968 года, когда появились
классы, готовящие к определённой профессии
(математика, литература, массаж). Вера Петровна
вела литературный класс в сороковой аудитории.
Что вспоминают её ученики? Галина Князева
(Ефремова).
Нам нравились её уроки. Они были полны
глубоким содержанием и всегда - событием. У нас
были факультативы по современной советской и
зарубежной литературе и даже по литературе
"эпохи возрождения". Каждый урок у нас
начинался с чтения стихов, сначала их выбирала и
читала сама Вера Петровна, а потом из разных
сборников выбирали и мы. Вера Петровна прививала
нам вкус к настоящей поэзии.
Михаил Гордеев: Особенно мне
нравилось, когда Вера Петровна на уроках читала
стихи, много разных стихов. Всегда поражала
лиричность стихов, с которыми она нас знакомила.
Помню, как Вера Петровна пригласила нас на
поэтический клуб, на котором предлагалось не
только читать, но и писать стихи. Какого же было
её удивление, когда всем математическим классом
мы пришли на заседание клуба. Помню, как ночью
пробирались в литературный класс, включали
настольную лампу и пытались сочинять. Поэтом я не
стал, но любовь к стихам сохранил и по сей день.
Знаю, что некоторые ученики, закончившие школу
позже нас, даже печатались на страницах печатных
изданий.
Участники спектакля
к Дню Победы.
Вера Петровна продолжила
учить детей "хорошему, доброму, вечному" в
школах Ленинградской области, но в истории школы
в городе В-Пышма и в памяти учеников её имя
навсегда будет в первом ряду лучших педагогов
школы. А вот ответ самой Веры Петровны на просьбу
написать для этого памятного альбома.
Память.
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы - память по утрам поют,
И ветер - память по ночам гудит,
Деревья - память целый день лепечут.
И там, в пернатой памяти моей,
Все сказки начинаются с "однажды".
И в этом однократность бытия
И однократность утоленья жажды.
Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит.
Шумит, не умолкая, память - дождь,
И память - снег летит, и пасть не может.
Давид Самойлов.
Недавно наткнулась на
эти стихи. Мне кажется, что это написала я, это про
меня. Вот за что я люблю стихи, они так точно,
кратко, музыкально передают моё состояние, мою
внутреннюю жизнь. Вот почему мне хотелось, чтобы
мои ученики приобщались к поэтическому слову,
которое "расшевеливает пламень чувств",
делает человека восприимчивым к красоте
человека, природы- всего мира. Мне везло на
учеников, особенно в Пышме. Они не просто ходили
на поэтический клуб, многие пытались сами
рассказать о себе в рифмованных строчках, а двое
из них могли бы стать профессиональными поэтами.
Вот, что написал Павел Жеребцов: тема
стихотворения школьные будни, а форма - монолог
Гамлета.
Монолог.
Да! Быть или не быть?
Таков вопрос.
Что благородней духом?
Просыпаться в 6.45?
Вставать ли мигом позже?
Вставать.
Кровать заправив, на зарядку
Прошествовать по сонным коридорам,
Но сердце пылкое враждебностью полно.
О, ты, подъём!
Тебя я презираю!
От снов прекрасных возвращаешь ты меня
В действительность и мрачную, и злую,
К урокам тягостным, наполненным страданьем,
И униженьем, и грядой обид.
Когда же я, веленью сердца внемля,
Твой глас воспринимаю равнодушно,
Желудок мой страдает до полудня,
Не вняв из жизни утренних белков.
К тому же имя и свою фамилию
Я нахожу в когорте штрафников.
Так сердцем жить иль разумом холодным?
Страдать иль...
Словом, быть или не быть?!
Часто в школе проходили
литературные вечера, где ребята разыгрывали
сценки, сами сочиняли текст. Миша Гордеев
вспоминает: "Каждый класс должен подготовить
литературный номер. Вера Петровна пришла к нам и
предложила разыграть простенькую сценку: к
памятнику А.С. Пушкина приходит Владимир
Маяковский и признаётся, что завидует его
таланту.
Решили, что бессловесную роль Пушкина
буду изображать я, имеющий бакенбарды и длинные
волосы, а Штритер Саша или Паша Осипов -
Маяковского. А что Маяковский произносить-то
должен? Сидели, выдумывали, получилось что-то
вроде: Маяковский Пушкину: "Александр
Сергеевич, разрешите представиться, Маяковский.
Муза эта ловко за язык вас тянет!
Как там у вас говаривала Ольга?
Да не Ольга, а вы сами!
Дескать, гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга!
Пчела, как труженик села,
Летит за данью полевой
Из совкоммуны восковой..."
Номер получился совсем
неплохо, за исключением небольшой заминки. Саша и
Паша окончательно не договорились о роли и в
нужный момент вышли оба со словами: Александр
Сергеевич, разрешите представиться..." Саша с
одной стороны от меня, а Паша с другой. Но зрители
это восприняли, как так и задуманное.
Учителя тоже подготовили сценку на
мотив "Бременских музыкантов" с названием
"Педагогическая, разбойная". Алексей
Кириллович пел басом, а женское трио: Вера
Петровна, Тамара Константиновна и Валентина
Михайловна дружно ему вторили высокими голосами.
Замечательно у них это получилось". (Вспомнили
только один куплет).
Педагогическая, разбойная.
Почётна и нелегка наша роль,
да наша роль.
Идём мы на урок, а в сердце - боль.
да в сердце боль.
Когда несём под мышкою журнал,
А в том журнале двоек арсенал.
Ох, мало в детях таланту!
Выступает уральский поэт
Герман Дробиз
Ребята, мне обидно,
Скажу вам без обмана:
Среди ночи тёмной,
Среди бела дня
Роковая женщина,
По имени Татьяна,
Избегает случая
Полюбить меня…