Среда, 18.12.2024, 06:52
Приветствую Вас Гость | RSS

ШКОЛА - МОЯ ВЗЛЁТНАЯ ПОЛОСА

В.П.Кузнецова

Вера Петровна Кузнецова.

    Родилась в 1938 году в Пермской области. С отличием закончила школу. Педагогическое образование получила в ЛГПИ им. Герцена. По распределению в 1960 году приехала работать в школу для слепых и слабовидящих детей в городе В-Пышма. Работала учителем русского языка и литературы более десяти лет. Вера Петровна с самого начала своей педагогической деятельности активно предлагала и реализовала много новых идей и начинаний в школе. Организовала школьный хор и вокальный ансамбль. Благодаря её трудолюбию, упорству и любви к хоровому искусству, школьный хор под её руководством завоёвывал всё новые и новые вершины на зональных смотрах самодеятельности в Иркутске и Новосибирске.
    Музыкальный лекторий придумала организовать Вера Петровна. Ребята слушали музыку на пластинках, знакомились с творчеством знаменитых композиторов. Надежда Петровна Убалехт продолжила начатое Верой Петровной дело.
    Много литературных вечеров подготовила и провела Вера Петровна. Это и "Пушкинский бал", спектакли по Гоголю, Горькому, поэтический спектакль к 9 Мая в 1967 году. В спектакле звучали стихи и песни поэтов-фронтовиков: Кульчицкого, Когона, Бергольц, Симонова, Друниной. Все участники спектакля были одеты в военную форму.
    Сколько молодого задора, выдумки вложила Вера Петровна в организацию знаменитого вечера-кафе "Бригантина". Начинали вечер песней о "Бригантине" А. Городницкого, рассаживались за столики, где можно было угоститься кофе и сладостями. Весело проходили творческие конкурсы между столиками. Тут нужно было проявить смекалку, находчивость, остроумие. Праздничная атмосфера всем нравилась.
    Вера Петровна организовала много встреч школьников с уральскими поэтами. Очень нравились ребятам и частые походы с Верой Петровной в театры города Свердловска на музыкальные и драматические спектакли.

    В школе много лет существовал поэтический клуб "Зелёная лампа". Его создателем и вдохновителем была Вера Петровна. На занятиях клуба царила романтическая атмосфера. Зажигали свечи, ребята читали стихи, пели песни и романсы, знакомились с биографией и творчеством разных поэтов. Это душевное, искреннее, доверчивое общение создавала Вера Петровна. В такие вечера сердца ребят были переполнены светом и любовью.
    В школе ещё интереснее стало учиться старшеклассникам с 1968 года, когда появились классы, готовящие к определённой профессии (математика, литература, массаж). Вера Петровна вела литературный класс в сороковой аудитории. Что вспоминают её ученики? Галина Князева (Ефремова).
    Нам нравились её уроки. Они были полны глубоким содержанием и всегда - событием. У нас были факультативы по современной советской и зарубежной литературе и даже по литературе "эпохи возрождения". Каждый урок у нас начинался с чтения стихов, сначала их выбирала и читала сама Вера Петровна, а потом из разных сборников выбирали и мы. Вера Петровна прививала нам вкус к настоящей поэзии.
    Михаил Гордеев: Особенно мне нравилось, когда Вера Петровна на уроках читала стихи, много разных стихов. Всегда поражала лиричность стихов, с которыми она нас знакомила. Помню, как Вера Петровна пригласила нас на поэтический клуб, на котором предлагалось не только читать, но и писать стихи. Какого же было её удивление, когда всем математическим классом мы пришли на заседание клуба. Помню, как ночью пробирались в литературный класс, включали настольную лампу и пытались сочинять. Поэтом я не стал, но любовь к стихам сохранил и по сей день. Знаю, что некоторые ученики, закончившие школу позже нас, даже печатались на страницах печатных изданий.

Участники спектакля
к Дню Победы.

    Вера Петровна продолжила учить детей "хорошему, доброму, вечному" в школах Ленинградской области, но в истории школы в городе В-Пышма и в памяти учеников её имя навсегда будет в первом ряду лучших педагогов школы. А вот ответ самой Веры Петровны на просьбу написать для этого памятного альбома.
 

Память.

Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы - память по утрам поют,
И ветер - память по ночам гудит,
Деревья - память целый день лепечут.

И там, в пернатой памяти моей,
Все сказки начинаются с "однажды".
И в этом однократность бытия
И однократность утоленья жажды.

Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит.
Шумит, не умолкая, память - дождь,
И память - снег летит, и пасть не может.

Давид Самойлов.

    Недавно наткнулась на эти стихи. Мне кажется, что это написала я, это про меня. Вот за что я люблю стихи, они так точно, кратко, музыкально передают моё состояние, мою внутреннюю жизнь. Вот почему мне хотелось, чтобы мои ученики приобщались к поэтическому слову, которое "расшевеливает пламень чувств", делает человека восприимчивым к красоте человека, природы- всего мира. Мне везло на учеников, особенно в Пышме. Они не просто ходили на поэтический клуб, многие пытались сами рассказать о себе в рифмованных строчках, а двое из них могли бы стать профессиональными поэтами. Вот, что написал Павел Жеребцов: тема стихотворения школьные будни, а форма - монолог Гамлета.

 

Монолог.

Да! Быть или не быть?
Таков вопрос.
Что благородней духом?
Просыпаться в 6.45?
Вставать ли мигом позже?
Вставать.
Кровать заправив, на зарядку
Прошествовать по сонным коридорам,
Но сердце пылкое враждебностью полно.
О, ты, подъём!
Тебя я презираю!
От снов прекрасных возвращаешь ты меня
В действительность и мрачную, и злую,
К урокам тягостным, наполненным страданьем,
И униженьем, и грядой обид.
Когда же я, веленью сердца внемля,
Твой глас воспринимаю равнодушно,
Желудок мой страдает до полудня,
Не вняв из жизни утренних белков.
К тому же имя и свою фамилию
Я нахожу в когорте штрафников.
Так сердцем жить иль разумом холодным?
Страдать иль...
Словом, быть или не быть?!

    Часто в школе проходили литературные вечера, где ребята разыгрывали сценки, сами сочиняли текст. Миша Гордеев вспоминает: "Каждый класс должен подготовить литературный номер. Вера Петровна пришла к нам и предложила разыграть простенькую сценку: к памятнику А.С. Пушкина приходит Владимир Маяковский и признаётся, что завидует его таланту.
    Решили, что бессловесную роль Пушкина буду изображать я, имеющий бакенбарды и длинные волосы, а Штритер Саша или Паша Осипов - Маяковского. А что Маяковский произносить-то должен? Сидели, выдумывали, получилось что-то вроде: Маяковский Пушкину: "Александр Сергеевич, разрешите представиться, Маяковский.

Муза эта ловко за язык вас тянет!
Как там у вас говаривала Ольга?
Да не Ольга, а вы сами!
Дескать, гонимы вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга!
Пчела, как труженик села,
Летит за данью полевой
Из совкоммуны восковой..."

    Номер получился совсем неплохо, за исключением небольшой заминки. Саша и Паша окончательно не договорились о роли и в нужный момент вышли оба со словами: Александр Сергеевич, разрешите представиться..." Саша с одной стороны от меня, а Паша с другой. Но зрители это восприняли, как так и задуманное.
    Учителя тоже подготовили сценку на мотив "Бременских музыкантов" с названием "Педагогическая, разбойная". Алексей Кириллович пел басом, а женское трио: Вера Петровна, Тамара Константиновна и Валентина Михайловна дружно ему вторили высокими голосами. Замечательно у них это получилось". (Вспомнили только один куплет).

Педагогическая, разбойная.

Почётна и нелегка наша роль,
да наша роль.
Идём мы на урок, а в сердце - боль.
да в сердце боль.
Когда несём под мышкою журнал,
А в том журнале двоек арсенал.
Ох, мало в детях таланту!

 

 

Выступает уральский поэт
  Герман Дробиз

Ребята, мне обидно,
Скажу вам без обмана:
Среди ночи тёмной,
Среди бела дня
Роковая женщина,
По имени Татьяна,
Избегает случая
Полюбить меня…

Другие сайты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

C Людмила Баум- 2024г.
Конструктор сайтов - uCoz